«ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ БЫСТРОГО ПРОСМОТРА»
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА БРАТСКОГО ХУДОЖНИКА ВИКТОРА ЦЕБЕРЯБОВА
В творческой среде Братска имя Виктора Цеберябова очень хорошо известно. Он поэт, у него есть несколько поэтических сборников. Он частый гость литературных вечеров в библиотеке поэзии им. Сербского. Его стихи наполнены философскими смыслами, и не каждому из нас дано их понять. Но он ещё и известный художник, и многие его работы горожанам знакомы. В первую очередь портретные. Его герои - Виктор Сербский, Василий Костромин, Владимир Монахов и многие другие. На персональной выставке «Под крыльями бытия» в Художественном выставочном зале, которая открылась сегодня и продлится месяц, появилось ещё несколько портретов известных горожан. В том числе это портрет братского фотожурналиста Александра Силивончика и портрет мамы поэта Василия Костромина – Генриетты Михайловны. Она, кстати, сегодня, несмотря на свой почтенный возраст, присутствовала на выставке и поставила высокую оценку своему портрету. «Мне он понравился», - сказала она. Генриетта Михайловна известна своей прямолинейностью и слов на ветер не бросает. Поэтому её оценка уже была неплохим началом для открытия выставки.
Известный братский художник Владимир Никишин также благословил своего коллегу. Он обратил внимание на то, что в творческой среде есть такое понятие: «выставка состоялась или не состоялась».
- Во-первых, надо сказать человеку большое спасибо за то, что он выставил свои работы, - сказал Владимир Никишин. - Для города это очень важно. Чем больше выставок, тем интереснее жить в этом городе. А во-вторых, выставка состоялась. Наверное, есть какие-то мелкие детали, которые, может быть, и самому автору в чём-то не нравятся, и сегодня он какие-то вещи переделал бы. Но то, что он хотел показать, он показал.
Директор Художественного выставочного зала Елена Белецкая, представляя выставочную экспозицию гостям, рассказала о том, что в ней насчитывается 11 серий философской графики. Это философские работы потому, подчеркнула она, что в каждой из них есть какая-то мысль, есть то, на что нужно обратить внимание, постоять подумать. Это произведения не быстрого просмотра, отметила Елена Белецкая.
На вопрос из зала о том, по какому принципу объединялись работы в серии, сам Виктор Цеберябов ответил, что это как раз то, что объяснить нельзя. Например, почему портрет Александра Силивончика отнесён именно к этой серии, а не к той, где объединены остальные портреты.
- Как я писал Силивончика... Я посмотрел на его седины. Боже мой, подумал я, ведь в нём та мудрость, о которой мы говорим. А как мне, художнику, показать мудрость? Ведь это неуловимое понятие. Мне кажется, что у нас на лице с годами что-то вырисовывается. И становится понятно, мудрый перед тобой человек, или он тот, кто так и остался с детским умом. В Силивончике я увидел атрибуты мудрости - борода, сила взгляда. Мне показалось, что этот человек настолько уже всё знает, что вы его ничем не удивите. И по жизни он прошёл многое. Вот эти горы за ним, это ступени его жизни.
Виктор Цеберябов объяснил, почему выставка называется именно так – «Под крыльями бытия». Его философия заключается в том, отметил он, что за проходными моментами человеческой жизни, связанными с материальным миром – ходим на работу, с работы и т.д. – кроется нечто большее, что не все могут заметить.
- Моя задача, как у рентгеновского луча, выявить какие-то моменты из жизни, которые, как мне казалось, могут быть важны и интересны, но мимо которых мы проходим, - сказал он. - Хотелось встряхнуть всех. Подтолкнуть к мысли о том, что люди иногда видят не те глубины. В основном мы живём как водоножка. Мы бегаем как жук-водоножка по поверхности, и не имеем представления о том, какая глубина под нами, какие там идут процессы, какие там рыбы, киты и Бог знает что происходит. Мы слепые. И задача художника, поэта, любого творческого человека – быть сопричастным к тому, чтобы люди обратили внимание на эти глубины.
Как и следовало ожидать, гости выставки не спешили расходиться. И в первую очередь потому, что эти произведения действительно не быстрого просмотра, и каждый в работах Виктора Цеберябова искал свои глубины. А во-вторых, каждого преследовала мысль о том, что Владимир Никишин сказал истину: чем больше таких выставок в городе, тем интереснее в нём жить. И с этим нельзя не согласиться.